Ақсу ауданы бойынша мемлекеттік кірістер басқармасы хабардар етеді

Защита прав и свобод человека в уголовном процессе

В рамках исполнения поручений, поставленных главой государства в Плане Нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ по вхождению Казахстана в 30-ку развитых государств мира проделана большая работа по модернизации уголовного законодательства и совершенствованию правоприменительных, организационно-кадровых, материально-технических и других составляющих деятельности судебной системы страны.

Дальнейший этап модернизации, который в настоящее время рассматривается Мажилисом Парламента РК ориентирован на соответствие международным стандартам в сфере уголовного преследования.

Так, путем изучения  международного законодательства, рекомендаций зарубежных экспертов и действующей практики выработаны соответствующие меры по совершенствованию уголовного процесса по пяти ключевым направлениям:

1) усиление уровня защиты прав человека и снижение репрессивности уголовного процесса;

2) повышение состязательности сторон, прежде всего за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов;

3) упрощение процедуры расследования и обеспечение экономичности процесса;

4) расширение судебного контроля;

5) исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами следствия, прокуратурой и судом.

Данный Законопроект регулирует очень важные для людей вопросы. В нём 8 принципиально важных моментов.

  1. Срок задержания сокращен с 72 до 48 часов, а если это несовершеннолетний — до 24. 48 часов — это международный стандарт всех развитых стран.

Срок 72 часа будет только по сложным делам:

1) особо тяжким преступлениям;

2) террористическим или экстремистским;

3) массовым беспорядкам;

4) преступным группам;

5) незаконному обороту наркотиков, половой неприкосновенности несовершеннолетних, умышленным деяниям, повлекшим смерть;

  1. В рамках модернизации также прорабатывается вопрос обязательного уведомления лиц о проведенных в отношении них негласных следственных действий органами досудебного расследования с учетом германского опыта. Суть заключается в том, что каким бы ни был исход расследования, гражданину в обязательном порядке сообщают о негласных мероприятиях, проведенных в отношении него в процессе расследования.
  2. По экономическим преступлениям не будуть брать под стражу. Они не опасны для жизни людей. Это не коснётся рейдерства, подделки денег, контрабанды, финпирамид и ОПГ.

Также, из подзаконного акта в Кодекс перенесли норму, которая запрещает начинать расследование, если нет акта налоговой проверки или ревизии, либо нет судебного решения о мнимости или притворности сделки.

  1. Передача санкционирования от прокуратуры суду. Это залог, освидетельствование, получение образцов и негласные следственные действия.

Упрощен и сам порядок. Ходатайство следователя о даче санкции будет идти прямо в суд, не через прокурора. Его будут только уведомлять и если он не согласен, то он должен направить свою позицию суду. Через прокурора в суд будут идти только 3 санкции — взятие под стражу, домашний и экстрадиционный аресты. Они наиболее чувствительны для людей.

В результате, кроме суда никакой другой орган не сможет ограничивать права человека.

  1. Предусматриваются механизмы по наделению адвокатов расширенными правами по сбору доказательств, в том числе созданию условий непосредственного обращения в суд с ходатайством о производстве необходимых следственных действий.
  2. Упрощение производства по уголовным проступкам, очевидным и незначительным преступлениям, включая введение приказного производства. Основная его цель – искоренение необоснованной усложненности и заволокиченности уголовного судопроизводства по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести.
  3. Введение электронных уголовных дел. Оно охватит весь уголовный процесс — от регистрации преступления, досудебного расследования, судебного разбирательства и до конца исполнения наказания. Весь процесс будет прозрачным.
  4. Есть блок поправок по Закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Сейчас специальные оперативные мероприятия можно проводить по всем преступлениям. Даже по небольшой тяжести.

Останутся только тяжкие, особо тяжкие преступления и ряд дел средней. То есть это те, где уровень вторжение в частную жизнь человека соразмерен с общественной опасностью и тяжестью совершенного деяния.

Управление государственных доходов по Аксускому району